Мы завершаем публикацию отрывков из книги «В поисках утраченного универсализма» сооснователя Школы гражданского просвещения, философа Юрия Сенокосова. И в качестве завершения публикуем предисловие к книге, написанное другим сооснователем Школы Леной Немировской.
Предыдущие публикации:
«Куда движется Россия»
«Наша школа не о профессии»
«О мировоззрении»
«Как жить вместе»
«Миссия Школы»
«Либеральный лексикон»
«О гостеприимстве и вечном мире»
«Обществу граждан — гражданское просвещение»
«О гражданине и гражданском просвещении»
«От веры в спасение к доверию»
«Культур много, цивилизация — одна»
«В любом языке есть некая тайна происхождения «.
Ответ на вопрос «для чего?» очевиден. Мир меняется: научная революция XVII века стала началом постоянных научных открытий и технических изобретений, породивших огромную фабрику по производству знаний. Обилие новой информации породило невероятные по скорости формы коммуникации. Общество потребления, в котором мы живем, — это одновременно и мир рекламы, который лишает нас свободного выбора, и, конечно, телевидения, радио и социальных сетей, формирующих современное общественное мнение. Понятие «золотой миллиард», свидетельствующее о существующем дисбалансе в уровне жизни между населением развитых и развивающихся стран, появилось в условиях глобализации, которая вызвала и другой кризис — напряженное непонимание между теми группами населения, которые пользуются благами глобализации, и теми, кто по разным причинам лишен доступа к ним. Политики-популисты используют социальное неравенство и эту несправедливость во время избирательных кампаний, навязывая обществу «спасительные» традиционные ценности, основанные на идее культурной исключительности. Это неизбежно приводит к углублению уже существующих противоречий, обострению конфликтов и к использованию известного инструмента их разрешения — войне.
Как вести себя в такой ситуации? Мы знаем, что живем в мире информации. Но что это — ясное небо или облако, скрывающее солнце? На наших глазах демоны пропаганды осваивают всё более изощренные формы воздействия на сознание людей. Именно поэтому мы стремимся ответить на главный вопрос о том, кому и для чего сегодня нужна Школа гражданского просвещения.
Философы полагают, что вера без идеологических оснований — это метафизика, открывающая дорогу к свободе. И я готова это принять, так как понимаю страну, где в октябре 2015 года мы организовали и провели наш 1-й международный форум «В поисках утраченного универсализма», посвященный развитию гражданского общества.
Судьба послевоенной Германии показывает, как страна совершает то, что можно назвать историческим опытом искупления. Она прошла свой путь и внимательна к тому, чтобы молодые люди понимали, насколько значим этот опыт не только для родной страны, но и для Европы и всего мира.
Для меня очень важен опыт послевоенного поколения немецких интеллектуалов. Назову лишь два имени мыслителей, которых я знала и знаю лично, — Ральф Дарендорф и Юргенс Хабермас. Их детство и юность пришлись на годы войны и фашизма, а в молодости оба стали свидетелями послевоенного унижения Германии. Для этого поколения проблемы взаимопонимания, общественного согласия и мирного сосуществования народов имели как теоретический интерес, так и самое практическое, актуальное и личностно переживаемое значение. Книги Хабермаса и Дарендорфа посвящены проблемам конфликта. Дарендорф размышлял над тем, каким образом возможно преодоление конфликтных ситуаций и совместное действие людей, то есть признание ими значимости неких общих целей и норм. Согласно Хабермасу, в основе устойчивого общественного консенсуса лежат коммуникативные акты, направленные на достижение человеческого взаимопонимания. Эти теории взаимно дополняют друг друга. И в этом я вижу их интеллектуальную силу, которая сегодня придаёт уверенности и нам, гражданам разных стран, продолжать борьбу за права человека, за правовое государство, за транспарентность власти и бизнеса.
И в этой связи мне хочется вспомнить также о нашем с Юрой близком друге и сооснователе Школы Эрнесте Геллнере, а также Вацлаве Гавеле, который говорил: диктатура начинается в наших головах. А мы можем сказать, что, занимая активную гражданскую позицию, способны преодолеть такую диктатуру. На мой взгляд, гражданин — свободный, ответственный, активный человек — одна из центральных фигур современного мира. Гражданственность — это то, что можно добавить к любой культурной идентичности. Она не дана нам от рождения, она воспитывается — через постоянное усилие быть гражданином. Поэтому девиз нашей Школы — «Обществу граждан — гражданское просвещение!».