Akram Al Halabi

Мир в израильско-палестинском конфликте и так казался труднодостижимым — даже до варварского нападения ХАМАС 7 октября и военного ответа Израиля. Сейчас это кажется почти невозможным. С какими бы огромными сложностями и проблемами ни было связано обеспечение мирного будущего, одна истина должна быть очевидна среди порядочных людей: убийство 1400 человек и похищение более 200 человек, включая десятки мирных жителей, преступно и недопустимо.

Однако с 7 октября многие западные ученые, студенты, художники и активисты отрицают, оправдывают или даже прославляют убийства, совершенные террористической сектой, исповедующей идеологию геноцида евреев. Что-то из этого происходит открыто, что-то под маской гуманизма и справедливости, а что-то зашифровано, как, например, в известном лозунге «From the River to the Sea», который фактически одобряет убийство или депортацию девяти миллионов израильтян. Одним из отвратительных примеров стало открытое письмо, подписанное тысячами деятелей искусства, в том числе известными британскими актерами, такими как Тильда Суинтон и Стив Куган. Странно, что вообще приходится это говорить: убийство мирных жителей, стариков и младенцев недопустимо. Но сегодня сказать это необходимо.

Меня всегда интересовали левые интеллектуалы, которые поддерживали Сталина, а также те аристократы и борцы за мир, которые оправдывали Гитлера. Сегодняшние апологеты ХАМАСа и отрицатели зверств принадлежат к той же традиции. Как образованные люди могут оправдывать такую ​​бессердечность и ​​бесчеловечность? Причины могут быть разными, но большая часть оправданий убийства мирных жителей основана на модной идеологии «деколонизации». Она, если воспринимать ее буквально, исключает переговоры двух государств — единственное реальное решение этого многолетнего конфликта — и столь же опасна, сколь и ложна.

В основе идеологии деколонизации лежит отнесение всех израильтян, как исторических, так и нынешних, к колонизаторам. Это просто некорректно. Большинство израильтян происходят от людей, приехавших на Святую Землю с 1881 по 1949 год. Они не впервые появились в этом регионе. Еврейский народ правил иудейскими царствами и молился в Иерусалимском храме в течение тысячи лет. Другими словами, евреи — коренные жители Святой Земли. Даже те, кто отрицает эту историю или считает ее не имеющей отношения к современности, должны признать, что Израиль сейчас является домом и единственным домом для девяти миллионов израильтян, которые жили там на протяжении четырех, пяти, шести поколений. Левые считают, что мигрантов, спасающихся от преследований, следует приветствовать и позволить им строить свою жизнь в другом месте. Почти все предки сегодняшних израильтян избежали преследований.

Нарратив о деколонизации дегуманизировал израильтян до такой степени, что люди, казалось бы, рациональные в других отношениях, оправдывают, отрицают или поддерживают варварство. Он утверждает, что Израиль это империалистическая, колониальная сила, а палестинцы имеют право уничтожить своих угнетателей. В рамках этого нарратива израильтяне считаются «белыми» или близкими к ним, а палестинцы — «цветными» людьми. Этот левый подход с его иерархией угнетенных идентичностей и устрашающим жаргоном во многих академических кругах и медиа заменил традиционные универсалистские левые ценности, включая интернационалистские стандарты порядочности, уважения к человеческой жизни, безопасности невинных гражданских лиц. Когда эти идеи сталкиваются с реалиями Ближнего Востока, они теряют всякую связь с историческими фактами.

Действительно, только глубоко заблуждающийся человек может игнорировать историю расизма в отношении евреев на протяжении двух тысячелетий с момента падения Иудейского Храма в 70 году нашей эры. Резня 7 октября стоит в одном ряду с средневековыми массовыми убийствами евреев в христианских и исламских обществах, резней в Украине 1640-х годов казаками Богдана Хмельницкого, погромами в Российской империи с 1881 по 1920 годы — и Холокостом. Даже Холокост сейчас иногда истолковывают неправильно. Так, актриса Вупи Голдберг недавно назвала его «не связанным с расой» — такой подход столь же невежественный, сколь и отталкивающий.

Вопреки распространенному мнению, Газа формально не оккупирована Израилем. Израиль покинул сектор в 2005 году, ликвидировав свои поселения. В 2007 году ХАМАС захватил власть, уничтожив своих соперников из ФАТХ в ходе короткой гражданской войны, и создал однопартийное государство, которое подавляет палестинскую оппозицию на своей территории, запрещает однополые отношения, репрессирует женщин и открыто поддерживает убийство всех евреев. Очень странная компания для левых.

Цель Израиля в секторе Газа — в том числе по практическим причинам — состоит в том, чтобы свести к минимуму число убитых палестинских мирных жителей. ХАМАС и организации-единомышленники за прошедшие годы совершенно ясно дали понять, что максимальное увеличение числа палестинских жертв находится в их стратегических интересах.

По мнению идеологов деколонизации, Израиль есть и всегда был нелегитимным государством, поскольку его взращивала Британская империя, а некоторые из его основателей были евреями европейского происхождения. В рамках этого нарратива Израиль запятнан невыполненным обещанием Британской империи предоставить арабам независимость и сдержанным обещанием поддерживать «национальный очаг для еврейского народа», выражаясь языком Декларации Бальфура 1917 года. Но предполагаемое обещание арабам на самом деле было двусмысленным соглашением 1915 года с шарифом Мекки Али ибн Хусейном, который хотел управлять всем регионом. Он не получил эту новую империю отчасти потому, что его семья имела гораздо меньшую региональную поддержку, чем он утверждал. Тем не менее, в конечном итоге Британия передала семье три королевства — Ирак, Иорданию и Хиджаз.

Имперские державы — Великобритания и Франция — давали разным народам всевозможные обещания, а затем ставили на первое место свои собственные интересы. Но история о том, что Великобритания предала арабское обещание и поддержала еврейское, неполна. В 1930-х годах Британия выступила против сионизма и с 1937 по 1939 год двигалась к созданию арабского государства, в котором вообще не было бы еврейского государства. Вооруженная борьба евреев с 1945 по 1948 год против Британии привела к освобождению государства. Израиль существует благодаря этой борьбе, а также международному праву и сотрудничеству, в которые когда-то верили левые. Идея еврейской «родины» была предложена в трех декларациях Великобритании (подписанных Бальфуром), Франции и США, а затем обнародована в резолюции Лиги Наций в июле 1922 года. Она также создала британские «мандаты» над Палестиной и Ираком, которые соответствовали французским «мандатам» над Сирией и Ливаном. В 1947 году ООН разработала раздел британского мандата в Палестине на два государства: арабское и еврейское.

Выделение таких государств из этих мандатов также не было чем-то исключительным. В конце Второй мировой войны Франция предоставила независимость Сирии и Ливану, недавно возникшим национальным государствам. Британия создала Ирак и Иорданию аналогичным образом. Имперские державы создали большинство стран региона, за исключением Египта.

Концепция «раздела» в повествовании о деколонизации рассматривается как коварный имперский трюк. Но это было совершенно нормально при создании национальных государств XX века, которые обычно создавались на основе павших империй. И, к сожалению, создание национальных государств часто сопровождалось огромной миграцией беженцев, этническими чистками и полномасштабными войнами. Вспомните греко-турецкую войну 1921−1922 годов или раздел Индии в 1947 году. В этом смысле пример с Израилем и Палестиной абсолютно типичен.

Конфликт является результатом жестокого соперничества и борьбы за землю между двумя этническими группами, обе из которых имеют законные претензии на то, чтобы жить там. Притязания палестинцев на эту землю не вызывают сомнений, как и подлинность их истории, как и их законные претензии на собственное государство. Но изначально еврейские мигранты не стремились к созданию государства, а просто стремились жить и заниматься сельским хозяйством на неопределенной «родине». Сегодняшний конфликт не был неизбежным. Так произошло, когда общины отказались делиться и сосуществовать, а затем применили оружие.

В этой жестокой войне израильтяне действительно изгнали некоторых палестинцев из их домов; другие бежали от боевых действий; третьи остались и теперь являются израильскими арабами, имеющими право голоса в израильской демократии. Палестинцы на Западном Берегу и в Восточном Иерусалиме переживают жестокую, несправедливую и репрессивную оккупацию с 1967 года. На этих территориях в 2022 году были убиты 146 палестинцев, в 2023 году — как минимум 153 до нападения ХАМАС, и более 90 после него. Это ужасно и неприемлемо, но это не геноцид. Мы не путаем ХАМАС с палестинским народом, потери которого мы оплакиваем, как оплакиваем смерть всех невинных. Палестинцы страдают от многих вещей: от запугивания и насилия со стороны поселенцев, от коррумпированного палестинского политического руководства, от пренебрежения со стороны своих собратьев в более чем 20 арабских государствах, от отказа Ясира Арафата, покойного палестинского лидера, обсуждать компромиссные планы, которые привели бы к созданию независимого палестинского государства.

Около 700 тысяч палестинцев лишились своих домов. Это огромная цифра и историческая трагедия. Начиная с 1948 года около 900 тысяч евреев потеряли свои дома в исламских странах, и большинство из них переехало в Израиль. Эти события нельзя сравнивать напрямую, и я не хочу предлагать соревнование в трагедии или выстраивать иерархию жертвенности. Но прошлое намного сложнее, чем вам могут представить деколонизаторы.

Каждый имеет право протестовать против политики и действий Израиля, но не пропагандировать террористические секты, убийства мирных жителей и распространение угрожающего антисемитизма.

С момента своего основания в 1987 году ХАМАС использовал убийства мирных жителей, чтобы лишить всех шансов на решение проблемы двух государств. В 1993 году террористические акты террористов-смертников против израильского гражданского населения были направлены на срыв соглашений в Осло о создании двух государств. Сейчас террористы ХАМАС развязали свою резню отчасти для того, чтобы подорвать мир с Саудовской Аравией. Они цинично эксплуатируют невинных палестинских людей, принося их в жертву политическим целям. Точно так же идеология деколонизации с ее отрицанием права Израиля на существование и права его народа на безопасную жизнь делает создание палестинского государства менее вероятным, если не невозможным.

В более широком контексте истории иногда ужасные события могут пошатнуть статус-кво, став катализатором на пути к переменам. Так, Анвар Садат и Менахем Бегин заключили мир после Войны Судного дня; Ицхак Рабин и Ясир Арафат договорились о мире после интифады. Чудовищные преступления 7 октября никогда не будут забыты, но, возможно, в ближайшие годы израильтяне и палестинцы приведут границы своих государств к взаимному признанию. Другого пути нет.