Кристофер Паттен: Как демократии могут помочь несвободным странам

Ректор Оксфордского университета — о свободе как универсальной ценности
Кристофер Паттен
30 апреля 2021

Америка утратила свои позиции лидера свободного мира, а само выражение «свободный мир» вышло из употребления, но не потеряло актуальности, уверен ректор Оксфордского университета, бывший губернатор Гонконга Кристофер Паттен. Какой вклад могут внести демократические страны для свободы во всем мире, и зачем Соединенным Штатам участвовать в этом процессе?

Fernand Leger, Composition Mechanical Movement cart

Уже довольно давно мы не слышали выражение «свободный мир» — и тем более мы не слышали, чтобы «лидером свободного мира» называли президента Соединенных Штатов, по крайней мере во время президентства Дональда Трампа. Но в 1950-е и 1960-е годы, когда я рос, эти понятия были общим местом в дискуссиях о международной политике. Несмотря на то, что сейчас они вышли из употребления, менее актуальными они не стали.

В конце Второй мировой войны европейские, североамериканские и другие демократии осознали, что они столкнулись с военной и политической угрозой, исходящей от их бывшего союзника — сталинского Советского Союза. Самих себя они кратко определили как «Запад». Это слово использовал американский дипломат Джордж Кеннан в своей знаменитой «Длинной телеграмме» из Москвы 1946 года. В этом тексте Кеннан описал фундаментальный вызов нашей свободе и образу жизни, брошенный системой, чье видение реальности было несовместимо с видением открытых капиталистических обществ.

Уже довольно давно мы не слышали выражение «свободный мир»

В те времена выражением «свободный мир» злоупотребляли. Иногда к этой категории относили государства, которые были какими угодно, но не свободными — в том числе некоторые страны Средиземноморья, которыми управляли неизбранные генералы. Иногда это выражение выполняло пропагандистскую функцию: как вообще кто-то может выступать против свободы? Но в то же время словосочетание «свободный мир» было удобным способом определения сотрудничества стран, которые в целом были либеральными демократиями с социально-рыночной экономикой.

У граждан этих стран была возможность поменять власть на мирных и честных выборах. Политическое большинство сдерживалось уважением к мнению меньшинства. В таких обществах действовали конституционные системы сдержек и противовесов, а также верховенство права. Свобода мысли, прессы, вероисповедания была не просто сама собой разумеющейся, а поощрялась. Более того, такие страны объединялись в союзы, а не подчинялись большим и запугивающим их соседям.

Разумеется, эти демократии были далеки от совершенства. Они совершали ошибки, иногда расходясь со своими собственными стандартами и ценностями. Но в соответствии с их представлением об управлении, закон служил людям, а не наоборот. Люди не боялись стука в дверь глубокой ночью, а их благосостояние росло, хотя, может, и не всегда в тех масштабах, в которых хотелось бы.

Закон служил людям, а не наоборот. Люди не боялись стука в дверь глубокой ночью

Признанным лидером этого союза стран с общими принципами был президент США. Соединенные Штаты сыграли ключевую роль в победе над фашизмом, нацизмом и радикальным национализмом, а затем приступили к построению основанного на правилах миропорядка, подчиняясь которому, все смогут процветать в мире и согласии. Когда в 1989 году пала Берлинская стена, для большинства либеральных демократий крах социалистического блока ознаменовал победу свободного мира.

Однако сегодня либеральные демократии снова сталкиваются с огромными вызовами в защите своих ценностей и восстановлении миропорядка, который приняли бы все, включая Россию и Китай с его стремительно растущей экономикой. Как те из нас, кто живет в открытых обществах и хочет, чтобы они и их ценности выжили, должны защищать свободный мир сегодня? 

Сегодня либеральные демократии снова сталкиваются с огромными вызовами в защите своих ценностей

Для начала можно вспомнить некоторые мысли из телеграммы Кеннана, которую он отправил в Вашингтон. Америка должна «сформулировать и представить на рассмотре­ние других государств более позитивную и конструктивную кар­тину того, каким мы себе представляем мир в будущем», утверждал Кеннан: «Мы должны иметь достаточно смелости и уверен­ности, чтобы остаться верными нашим собственным политиче­ским методам и взглядам на человеческое общество».

Сейчас это один из многих вызовов, стоящих перед администрацией президента США Джо Байдена. Трамп был ярым меркантилистом-националистом, который не верил ни в союзников, ни в универсальные права человека. Хотя он справедливо обращал внимание на некоторые из худших проявлений политики Китая, он презирал давних друзей Америки, в значительной степени игнорировал жестокость России и оказался неспособен представить какое-либо видение свободы и демократии, чтобы консолидировать международное мнение в их поддержку.

Для Байдена международная повестка начинается с внутренней: победа над коронавирусом, спасение американской экономики, устранение расовых разногласий и восстановление культуры публичных дискуссий — на основе принципов порядочности, достоинства и ответственности. Он уже объявил всему миру, что готов работать с Китаем и даже с Россией во всем, что касается решения глобальных проблем, включая изменение климата — но только не в роли просителя. Например, Китай, возможно, страдает от глобального потепления больше, чем любая другая страна.

В сотрудничестве с другими развитыми странами администрация Байдена могла бы заняться бесплатным предоставлением вакцин от коронавируса в бедные части мира, а также помочь им с устойчивым развитием — вместо того, чтобы обременять их огромными долгами для финансирования сомнительных проектов, как это делает Китай. Демократические страны должны дать понять, что как на внутреннем, так и на международном уровне они хотят бороться с экономическим неравенством, справедливо применять ко всем единые торговые правила и соблюдать права человека.

Кроме того, либеральные демократии должны предоставлять защиту — экономическую и физическую — тем, кто подвергается запугиванию и угрозам со стороны Китая или России. Свободу следует рассматривать как универсальную ценность. Мы должны прекратить принуждение отдельных стран к действиям, которые явно наносят ущерб их собственным интересам.

Либеральные демократии должны предоставлять экономическую и физическую защиту тем, кто подвергается запугиванию и угрозам со стороны Китая или России

Лучший способ защитить либеральную демократию — это практиковать ее как внутри страны, так и за ее пределами, со «смелостью и уверенностью в себе», как призывал Кеннан на заре холодной войны. Это также лучший способ обеспечить выживание нашей собственной концепции человеческой свободы. И только так она сможет выжить.