«Раньше демократии заканчивались в результате революций, а теперь агонизируют изнутри»

Мигель Бельтран де ФелипеГабриэль Морено Гонсалес
15 февраля 2021

Уникальность нынешнего кризиса демократии состоит в том, что импульсы разрушения исходят не извне, а изнутри. Демократические процедуры приводят к власти авторитарных лидеров: Трамп, Орбан, Путин, Качиньский (Дуда), Сальвини или Болcонару были избраны, и в некоторых случаях — подавляющим большинством, полагают Габриэль Морено Гонсалес, профессор конституционного права университета Экстремадуры, и Мигель Бельтран де Фелипе, профессор права университетов Экстремадуры и Кастилья-Ла-Манча. В статье для El Pais они рассуждают о том, как защитить либеральную и социально-демократическую парадигмы в условиях распространения авторитаризма и популизма.

Nicolas Poussin, Landscape with Saint John on Patmos, 1640

Демократия находится в глобальном кризисе, и сегодня нам, как никогда раньше, необходимо приложить все усилия для ее сохранения. Шокирующие кадры атаки на Капитолий и неоднократные попытки Дональда Трампа остаться у власти любой ценой не только возвращают нас во времена, которые, как мы думали, остались в далеком прошлом, но и указывают нам на возможное повторение этих событий в будущем.

Но нам не нужно пересекать Атлантику. Эта реальность уже здесь, в нашем общем доме — единой Европе. Например, Польша и Венгрия бросают серьезные вызовы демократии, поскольку усиление авторитаризма в этих странах затрагивает не только их граждан, но и всех, кто входит в Европейский союз.

Уникальность нынешнего кризиса демократии состоит в том, что импульсы разрушения исходят не извне, но изнутри. Стивен Левицкий и Дэниел Зиблатт в своей книге «Как умирают демократии» поясняют: раньше демократии заканчивались в результате государственных переворотов или революций, а теперь агонизируют в результате собственных перерождений изнутри, когда демократические процедуры (например, голосование) приводят к власти авторитарных лидеров. Нам могут нравиться или не нравиться Трамп, Орбан, Путин, Качиньский (Дуда), Сальвини или Болcонару, но они были избраны, и в некоторых случаях — подавляющим большинством. Имеют ли они антидемократические притязания и подрывают ли своей политикой, явно или неявно, верховенство права? Безусловно. Но за них по-прежнему голосуют, причем иногда с полным пониманием происходящего и с гордостью за собственный бунт против устоявшейся системы. Поэтому если мы действительно хотим защитить либеральную и социально-демократическую парадигмы, на которых до сих пор стояли наши политические системы, то, как граждане мы должны действовать фундаментально в двух направлениях, сочетая лучшее из либерализма с лучшим из социал-демократии.

Внутри правовой и институциональной системы нам необходимо укрепить идею Конституции как общей рамки нашей реальности. Когда в попытке обвинить оппонента мы называем его приемы и политику неконституционными, мы тем самым замахиваемся на основополагающий текст, присваивая его и приписывая ему эксклюзивность, свойственную односторонним конституциям Испании XIX века. Мы также должны бросить все силы на укрепление институтов верховенства права и ограничения власти. Склеротизация Конституционного суда, Счетной палаты, и, в частности, Генерального совета судебной власти[1] с нечестным распределением квот и кооптацией, должны уступить место большей устремленности политиков к той самой цели, ради которой они существуют. 

К сожалению, большая часть вины за все вышеперечисленное лежит как раз на политиках, поэтому у нас не должно быть завышенных ожиданий. Трудно предположить, что решение проблемы будет исходить от тех, кто ее создал и является ее бенефициаром. Особенно когда, как писал Томас де ла Куадра на страницах этой же газеты, в Испании уже было много случаев, когда политики пересекали красные линии демократического сосуществования, и это, как мы все видели, не повлекло за собой ни покаяния, ни упреков со стороны общества или средств массовой информации.

Необходимо также как можно скорее восстановить основы солидарности[2], придающие смысл политическому сообществу. При этом мы наблюдаем отказ от государственных механизмов перераспределения, которые сдерживали рост неравенства (возрастающего и захватывающего все более широкие слои населения). Давно известно, что рост неравенства порождает отчуждение и социальный раскол и ведет к росту недовольства, что в свою очередь открывает возможности для авторитарного популизма. Поэтому исключительно важно восстановить государственные инструменты для борьбы с неравенством, что на данном этапе неизбежно предполагает усиление политической интеграции и наднационального регулирования со стороны Европейского союза. Европейский союз в свою очередь должен взять под контроль процессы социального демпинга, запущенные транснациональным частным капиталом.

Еще одна трудность состоит в том, чтобы реконструировать demos, раздробленный чрезмерным индивидуализмом, препятствующим идее общей ответственности и достижению целей общего блага. Сегодня мы видим индивидуализм, раздутый до небывалых пределов. Гиперконнективность, которая пришла с технологическим прогрессом, имеет свою оборотную сторону — она способствует росту предрассудков, снижает способность к концентрации, осмыслению и критическому анализу. Это влияет не только на качество образования будущих граждан, но и, как пишет Шерри Теркл в своей книге «В защиту разговора» (Sherry Turkle, Reclaiming Conversation: The Power of Talk in a Digital Age), на привычное понимание эмпатии. Неспособность многих наших современников поставить себя на место другого, который мыслит иначе, стала симптоматичной. А сами отношения между людьми становятся все менее социальными и более нестабильными. Это приводит к тому, что политические соглашения, которые могли бы показаться нормальными в демократии, сегодня выглядят как предательство или компромисс, а не движение к достижению общего блага. В противовес сегодняшнему обществу атомизированных индивидов, согласно точному определению Баумана, мы должны построить общество социально и политически активных и просвещенных граждан. И для этого нам также необходимо вернуть смысл древним добродетелям республиканизма, Цицерона, Вико и Ханны Арендт, которые говорят нам о том, что просвещенные граждане должны осознавать важность своей роли в поддержании общего блага и гражданского сообщества, частью которого они являются.

Несмотря ни на что, перед лицом растущего разочарования в западных лидерах, гиперболизированного индивидуализма и возрастающей скорости событий, подрывающей механизмы сопереживания и поощряющей отторжение чуждого, давайте настаивать на очевидном: нам необходимо восстановить общественное участие и силу слова, а также сущность и ценность демократии. Если мы этого не сделаем или хотя бы не попытаемся, тогда, как мрачно предрек Хуан Луис Рекехо в своей «Агонии демократии», мы и будем теми, кто приведет демократию к концу ее истории. 

Перевод: Березкина Инна
Примечания
  1. Испанский орган управления судебной власти, в чьи полномочия входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений, а также выбор кандидатуры председателя Верховного суда
  2. В испанском здесь используется слово copertenencia, которое дословно переводится как «сопричастность [сообществу]»