«Чтобы нам быть гражданами, то есть жить социально грамотно, нам нужно понимать какие-то отвлеченные истины относительно самих себя, своих предельных возможностей. И вот здесь, в этих отвлеченностях и их выявлении, я и вижу призвание философа, потому что мы находимся в периоде затянувшегося одичания сознания» (Мераб Мамардашвили)
История развития гражданского образования
В классической Греции полис был самоуправляющимся политическим обществом с соседской, этнокультурной и религиозной идентичностью. А римский юрист юрист Ульпиан во II веке разработал полноценную теорию «прав человека», в результате чего римская цивитас стала провозвестником современной институциональной системы, а универсальное право развернуло римскую политику в сторону философии. В средневековом городе главным инструментом воспитания выступали гильдии. Позже ранние городские коммуны в Европе тоже формировались при серьезном институционально-образовательном воздействии со стороны гильдий.
Итальянский гуманист Леонардо Бруни еще в XIV веке разработал учение о гражданстве и гражданском образовании. Он настаивал на понимании человека как «общественного существа», а его триада свобода-равенство-справедливость была для своего времени революционной. В 1753 году Дидро попытался актуализировать понятие «гражданин», разделяя гражданство на «урожденное» и приобретенное, предлагая лишь первое считать полноценным. Женщины, дети и прислуга попадали в категорию граждан не «в полном смысле этого слова».
Рассылка Школы гражданского просвещения
К 18 столетию город становится олицетворением динамизма Европы. И понятие «гражданин» становится предметом дискуссий. Просвещение создало в Европе уникальную культурную среду интеллектуального изобилия с новыми именами, мыслями и публикациями. Подготовка к гражданской жизни и новым возможностям становится в центре образовательных реформ второй половины XVIII века во Франции.
Появление «массового гражданства» переформатировало всю образовательную повестку в XIX веке. Само образование с этого времени начинает восприниматься как базовое гражданское право человека. Прорыв произошел благодаря Томасу Джефферсону и его принципу, что в условиях демократии политика и образование неотделимы друг от друга.
Массовое гражданство
Во второй половине XIX века индустриальная метрополия впервые в западной истории столкнулась с феноменом «массового» гражданства. В это время в Европе разворачиваются дискуссии о расширении электоральных прав. Его противники настаивали на непросвещенности и фундаментальной неподготовленности низших слоев общества к акту ответственного голосования. Сторонники утверждали, что даже самые непросвещенные массы могут принимать участие в выборном процессе, ибо они движимы искренними чувствами и гражданскими добродетелями. Но необразованный народ чрезвычайно податлив к политическим манипуляциям. Революционные годы середины XIX века сохранили немало документированных свидетельств о выборных махинациях, грязных технологиях, подкупе и прямом обмане, особенно в аграрных районах. Например, во Франции избирательные участки привязывались к школам и церковным приходам, а голосование проводилось в дни религиозных праздников, что предоставляло политикам и клиру большие возможности для «управления» выборным процессом.
Всю первую половину XIX века западные элиты не спешили с распространением просветительских практик, хотя и дискутировали на эту тему. В середине века, после очередных революционных потрясений, во всех передовых странах стало очевидно, что массовое гражданство будет угрожать политической устойчивости, если не приступить к систематическому гражданскому образованию, особенно низших слоев общества, частично получивших право голоса. И в школах постепенно стали вводить уроки гражданственности, на которых рассматривались вопросы права, институциональной структуры и традиций европейских обществ. И только во второй половине XIX века в западном мире начала формироваться модель либеральной демократии и концепция воспитания «демократического гражданина». 28 марта 1882 года Франция принимает закон «Об обязательном образовании и воспитании детей от 6 до 13 лет». И это дата стала поворотной в гражданской истории Западной Европы.
Американская концепция гражданства, в отличие от европейской, на протяжении длительного времени в XIX–XX веках испытывала сильное давление в результате ускоренной индустриализации, иммиграции населения со всех сторон света, борьбы с работорговлей, вытеснением коренных народов и сегрегации. Антиинтеллектуализмом было заражено все общество, а широкое использование детского труда оттягивало молодое поколение от начального и среднего образования. К середине XIX века многие штаты перешли на модель унифицированных начальных школ, цель которых – формирование нового поколения «добропорядочных» и патриотичных американцев. На рубеже столетий в дискурсе окончательно закрепляется понятие «сознательный гражданин» как совокупность гражданских качеств, созданная на базе политического научения, морально-религиозного воспитания и следования символическим ритуалам (поднятие национального флага). В период до конца 1920-х годов буквально во всех штатах были приняты региональные законы, обязывающие школы проводить обновленное гражданское образование.
Тоталитарный гражданин
В СССР, Китае, Германии, КНДР практика морального воспитания «коммунистического» гражданина основывалась на вере, а не на разуме («Марксистское учение истинно, потому что верно!»). Тоталитарный «гражданин» должен был стать «базовым элементом» политической легитимации всего режима. Если в Советском Союзе человек воспитывался как новый гражданин, коллективный субъект бесклассового общества, то в нацистской Германии — как член расового объединения арийцев. Оба проекта гражданского образования исходили из философского допущения возможности «переделки» традиционного человека. Советские идеологи нового человека трудились над его душой, немецкие коллеги работали над его телом во имя нации.
Будущее гражданского образования
Сегодня люди перемещаются с невероятной интенсивностью и постоянством, поэтому применять к ним классические гражданские стандарты имеет все меньше и меньше смысла. Британский социолог Джон Урри предлагает вообще отказаться от понятия «общество», поскольку сегодня вместо общества и привычных социальных связей, мы наблюдаем бесконечные «потоки» — людские, информационные, денежные, интеллектуальные. Эти потоки лишены статичности, устойчивости и стабильности. Подобное «текучее» гражданство – большой вызов традициям гражданского образования в целом.
Гражданское образование в век глобализации – скорее жизненная потребность всего человечества. Поэтому в него вовлечены локальные профессиональные сообщества исследователей, экспертов, педагогов и даже транснациональные институты, создавшие своего рода глобальную просветительскую сеть.
Смысл в рождении понимающих, говорит Юрий Сенокосов в эпиграфе, «чтобы быть гражданами». И в эпоху глобализации, отходя от национальной модели гражданского просвещения, мы можем вскоре увидеть зарождение «граждан мира», которые не разделяют общества по географическим границам, а борются за весь мир в целом. Будь то экологические проблемы в Китае, рабство в странах Азии, политические несвободы в России или расовый вопрос в США. И благодаря технологиям, уповать на непросвещенных в своей стране уже не имеет смысла. Вопреки любым идеологиям и доктринам, мир остается открытым для тех, кто хочет стать его гражданином.
Читайте также
«Мы выступали не против режима, а против лжи режима»
«Если внешне казалось, что люди совершенно помешались на культе лидера и партии, видимость могла быть обманчивой»