Мы продолжаем публикацию отрывков из книги «В поисках утраченного универсализма» сооснователя Школы гражданского просвещения, философа Юрия Сенокосова. Первый отрывок — «Куда движется Россия» — можно прочитать по ссылке. А сегодня мы публикуем авторское предисловие к этой книге.

Школа, о которой говорится в этой небольшой книжке, не похожа на другие школы. К профессии она прямого отношения не имеет.

Hal Morey, Grand Central Terminal, 1930

Профессия, как известно, это разновидность человеческой деятельности, требующая специальных знаний и навыков, которыми человек овладевает в результате обучения. Однако сегодня наряду с профессией столь же, если не более, важно обретенное мировоззрение, миропонимание, то есть наше отношение к окружающей действительности и к самим себе.

Школа гражданского просвещения — это место для дискуссий и размышлений о смысле нашей совместной жизни в эпоху Интернета и возросшей потребности не только в специальных знаниях.

Напомню, что «спрос» на мировоззрение в европейской истории возник в эпоху Просвещения. А, точнее, в XVIII веке, когда Шарль де Монтескье ввел в культурный оборот уже появившийся благодаря Локку термин «разделение властей», Адам Смит — известную фразу «невидимая рука рынка», а Иммануил Кант заявил в своём эссе о просвещении: «это выход человека из состояния своего несовершеннолетия»; «публика сама себя просветит, если только предоставить ей свободу». И, тем самым, христианский трехипостасный символ веры (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) нашел, помимо церковного, институциональное выражение в трехчастном разделении властей (законодательная, исполнительная, судебная) и трехчастной структуре судебной системы (прокурор, судья, адвокат).

Я обращаю на это внимание, чтобы подчеркнуть: демократия — это не власть большинства, а становление общественных институтов, ее ограничивающих.

Человеческая гармония, как и гармония человека с природой — дело ума, воли и рук самого человека

Underneath the staircase, Art Gallery of Ontario, Toronto

Обладая свойством непрерывности, христианская история существует в долговременном мышлении благодаря постоянной интерпретации заложенных в ней смыслов.

Улучшается ли в результате род человеческий? Именно эту проблему в конце своей жизни Иммануил Кант выбрал для разрешения спора за первенство между философским, теологическим и юридическим факультетами1. Как и другие просветители, он был убежден, что движение человечества к царству целей — не пустая мечта. Однако не возлагал при этом надежды на естественные, то есть самой природой данные, законы развития мира, считая, что возможная человеческая гармония, как и гармония человека с природой, — дело ума, воли и рук самого человека.

В трактате «Спор факультетов» Кант настаивал, что философский факультет должен стать самостоятельным и быть основой университетского образования, открывая новые горизонты как для вновь рождающихся наук, так и для традиционных областей практического знания: теологии, юриспруденции и медицины.

Этот кантовский акцент на философию в сфере образования остается актуальным и сегодня в условиях глобального кризиса и порождаемых им угроз, а, значит, и поиска соответствующей стратегии его сдерживания. Или, другими словами, поскольку речь идет о мировоззрении, для понимания открывающегося в этой связи мировоззренческого окна возможностей.

Что это за окно? Разумеется, окно философии, но с учетом перемен, произошедших за последние два столетия, и новых вызовов, таких как развитие и интеграция в общество искусственного интеллекта, сохранение приватности в эпоху больших данных, генетическая модификация человека.

Гражданственность — это перспектива создания такого мира, где права и свободы человека первостепенны

Альберто Джакометти. Идущий человек (1947)

Создавая более 25 лет назад Московскую школу политических исследований (после объявления «иностранным агентом» ее наследницей стала Школа гражданского просвещения), мы не знали, что, познав свободу, с ней невозможно расстаться. Но уже тогда было понятно, что свобода и демократия требуют мужества и понимания смысла гражданственности.

«Sapere aude! — таков девиз Просвещения», — писал Кант. — «Имей мужество пользоваться собственным умом!».

Девиз Школы: «Все мы разные, но мы — граждане!», то есть не только родители, потребители, болельщики, зрители, чьи потребности и чувства остаются предметом частного интереса.

Способны ли мы и готовы в таком случае не просто желать, например, справедливости или добра, но участвовать в созидании общественной справедливости и добра, придавая им статус реального события? Не просто хотеть быть гражданами, а быть ими.

Можно ли это понять? Учитывая, что человек обычно удовлетворяет свои повседневные желания и знает, как это делать, поскольку делает это руками. А как можно понять гражданское общество — нечто нерукотворное? Только заглянув в себя, через собственное развитие и просвещение. Лишь так можно влиять на окружающую действительность, когда в ней нет основы для независимой гражданской жизни и совместного существования различных социальных сил и экономических интересов.

Гражданственность — это перспектива создания такого мира, где права и свободы человека первостепенны. Или, другими словами, способ бытия, открывающий человеку возможность его личной реализации в том, что не менее важно, чем профессия. В этом мы видим смысл Школы: в просвещении гражданина — свободной и ответственной личности.

В гражданском просвещении нуждается не только российское общество, но и мир в целом

Ив Кляйн. IKB (1979)

Идея универсальной человеческой цивилизации впервые родилась в Европе и основывалась на двух ее достижениях — науке и праве, не требующих специальных санкций (от лат. sanctio — строжайшее постановление) и потому способных распространяться по всему миру. Сегодня в условиях кризиса вопрос о единой цивилизации не снят с повестки дня. Ответ на него становится предметом всеобщего диалога, поиск универсалий продолжается.

По прошествии более 25 лет мы можем сказать: просвещение работает. Люди, приезжающие на семинары Школы, меняются, учатся осознанно воспринимать происходящее в мире, задавать вопросы, постигают ценность прав и свобод человека. Именно эти люди готовы к следующему шагу — к построению мира, где во главу угла ставятся не технологии или деньги, а человек.

Наблюдая за тем, что происходит сейчас в мире — за отходом от базовых либеральных ценностей в некоторых демократических странах, за желанием отдельных государств использовать новые технологии для установления тотального контроля над гражданами, за доминированием экономических целей и пренебрежением правами и свободами человека — мы все больше убеждаемся, что в гражданском просвещении нуждается не только российское общество, но и мир в целом.

Школа гражданского просвещения существует, чтобы транслировать гуманистические ценности и развивать человеческие способности к осмыслению происходящего, поскольку только это может гарантировать выживание человечества как вида в новом столетии с его технологическими и политическими вызовами.

Формирование гражданского самосознания имеет прагматический смысл. Без гражданского участия не будет развития общества, предпринимательства, государства.

Частная инициатива, частный бизнес, комфортная для развития среда невозможны без человека, осознающего себя свободным гражданином. Он здесь главная фигура. Воспитание такого гражданина — наша общая задача. Именно поэтому мы приглашаем вас принять участие — личное, интеллектуальное, финансовое — в наших просветительских проектах.

__________________________________________

См.: Кант И. Спор факультетов / Пер. с нем. Ц.Г. Арзаканяна, И.Д. Копцева, М.И. Левиной; Отв. ред., автор предисл. и коммент. Л.А. Калинников. — Калининград: Изд-во КГИ, 2002.