Anselm Kiefer, Am Anfang (detail), 2008.

Первый угрожающий симптом этой болезни относится, на мой взгляд, к 2005 году, когда во время выступления с посланием Федеральному собранию РФ, В. Путин назвал «распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой XX века». Не Первую мировую войну и не захват власти большевиками в России, потому что тогда он оскорбил бы (а он этого явно боялся) чувства россиян, 70 лет упорно строивших коммунизм и фактически простивших чекистам террор. И не Вторую мировую войну, которую снова начали Германия и СССР, победивший на этот раз. Однако Путин не считает эту победу общей победой в Мировой войне, а относится к ней как к особой победе — в Отечественной войне, что лишь подтверждает названный симптом, полностью проявивший себя после вторжения России в Украину.

Обратимся к истории, чтобы понять происхождение этой «болезни». 

Но вначале об эксперименте в лаборатории лауреата Нобелевской премии, физиолога Ивана Павлова над собакой, о котором написал известный философ Э.В. Ильенков (1924-1979).

«Когда-то в лаборатории И.П. Павлова производили эксперимент над собакой,— рассказывает он. У нее старательно формировали и отрабатывали положительный слюноотделительный рефлекс на окружность и отрицательный на изображение эллипсиса. Собака прекрасно различала эти две «разные» фигуры. Затем круг начинали поворачивать в ее поле зрения так, что он постепенно «превращался» в эллипсис. Собака начинала беспокоиться и в какой-то точке срывалась в истерическое состояние. Два строго отработанных условно-рефлекторных механизма, прямо противоположных по своему действию, включались разом и сталкивались в конфликте, в «ошибке» в антиномии. Для собаки это было непереносимо: момент превращения «А» в «не А», момент, в котором «отождествляются противоположности», – как раз и есть тот момент, в отношении к которому остро и четко выявляется принципиальное отличие человеческого мышления от отражательной деятельности животного. Животное (а также ум, лишенный подлинной «логической» культуры) в этом пункте срывается в истерику, начинает метаться и попадает в плен к случайным обстоятельствам. Для подлинно-культурного в логическом отношении ума появление противоречия – это сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий».

Я привел эту цитату, так как она подтверждает известную пословицу о трех видах ума: человеческом, животном и военном. При этом человеческий ум, как известно, приручил животный, а военный, давая клятву человеческому, жил и продолжает жить, преодолевая по-своему — не только героизмом и мужеством, но и террором — первобытный страх смерти. 

«Умом Россию не понять…», сказал русский поэт в XIX веке. Но это в прошлом. В последние годы мы часто слышим другое: «Россия особая страна», «у нее особый путь». 

Действительно, особый, начиная с событий большевистского переворота в 1917 г. Именно тогда, во время захвата власти у большевиков окончательно сформировался безусловный положительный рефлекс на слово «пролетариат» и отрицательный на слово «буржуазия». То есть «сработал» военный, чекистский ум. И после этого, осваивая азы марксистско-ленинской теории классовой борьбы на практике, чекисты начали и при Сталине продолжали массовый террор против народа. Не обращая внимания на «принципиальное отличие человеческого мышления от отражательной деятельности животного». Чему, естественно, следовал и Путин, получив власть и  заразивший свое окружение манией возрождения политической советской системы и опричнины. Закрывая Мемориал и объявляя о борьбе с экстремизмом и терроризмом в России и нацистами в Украине. 

Между тем, история человечества убедительно показала возможность и преимущество другого человеческого пути преодоления страха: с помощью философии, религии, искусства, науки, права. И благодаря этому на биологическом уровне для поддержания здорового образа жизни человека в детском возрасте ему делается прививка, а в пожилом — предлагается витаминная добавка. А что касается межчеловеческого общения, то здесь для поддержания устойчивого общественного процесса сегодня необходимо не только воспитание и образование, но и просвещение.

То есть образование и просвещение нужны одновременно как «прививка» в начальной и средней школе, чтобы «содействовать уважению человеческих прав и свобод», как об этом сказано в Уставе и в Статье 26 Всеобщей декларации прав человека ООН. Но нужна и «витаминная добавка» просвещения к профессии во время учебы в вузах, чтобы оставаться человеком в условиях глобального кризиса.

Человек сегодня существо планетарного масштаба, которое хочет все иметь, всем владеть, управлять, все репрессировать, используя все научные открытия и технические достижения. 

Можно ли изменить эту ситуацию? Каковы наши альтернативы — как в мировом масштабе, так и на уровне отдельных стран? Как вывести мир из милитаристского определения безопасности? Каковы наилучшие методы для стимулирования развития перехода от культуры войны, насилия, подозрительности, образа врага и пропаганды к культуре не войны, сотрудничества, взаимопомощи, мира и ненасилия? Можем ли мы, задавая эти вопросы, ответить на них? — ведь для этого существует наша Школа.

НЕТ ВОЙНЕ!

ОБЩЕСТВУ ГРАЖДАН — ГРАЖДАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ!