Террористическую атаку ХАМАС на мирных израильтян часто сравнивают с американскими событиями 11 сентября, и это сравнение кажется уместным, пишет Николас Кристоф, колумнист New York Times и лауреат двух Пулитцеровских премий. Он рассказывает, какими могут быть последствия ответных действий и почему Израилю стоит отреагировать на беспрецедентное насилие более мудро, чем это сделали США два десятилетия назад.
Сейчас идет много разговоров о полной ликвидации ХАМАС, и это вполне заслуженно. Как журналист, неоднократно бывавший в секторе Газа, я потрясен симпатией, которую некоторые американцы и европейцы проявляют к этой женоненавистнической и репрессивной террористической организации. Если мы заботимся о правах человека, мы должны желать, чтобы ХАМАС был уничтожен.
Однако избавиться от террористических группировок непросто. Их уничтожение влечет за собой немало этических проблем, прежде всего в том, что касается «сопутствующего ущерба». Талибан тоже заслуживал уничтожения, но в конце концов Соединенным Штатам пришлось покинуть Афганистан. Есть опасения, что Израиль может поспешно принять решение о наземном вторжении в сектор Газа, подобно тому, как США вторглись в Ирак.
Нил Кени-Гайер, бывший руководитель Корпуса милосердия, хорошо знающий сектор Газа, полагает, что Израиль может убить или захватить в плен большинство лидеров ХАМАС. «Но какой ценой для мирных жителей?» — спросил он меня. Он не исключает, что уличные бои вполне могут перерасти в восстание на Западном Берегу, а также в войну на границе с Ливаном.
Площадь Газы сопоставима с половиной площади Нью-Йорка, в ней живут около 2,2 миллиона человек, почти половина из которых — дети. Сейчас, после террористической атаки, мир в подавляющем большинстве находится на стороне Израиля, и так и должно быть. Но сохранится ли такое восприятие, если наземная операция в Газе приведет к гибели тысяч детей?
Рассылка Школы гражданского просвещения
Израильтянам, скорбящим по погибшим, вероятно, все равно. Израильский журналист Хавив Реттиг Гур утверждает, что в стране произошел тектонический сдвиг и теперь Израиль полон решимости сделать все возможное — чего бы это ни стоило. «Израиль, находящийся в безопасности, мог бы потратить много времени и ресурсов, беспокоясь о гуманитарных последствиях наземного вторжения в Газу; более уязвимый Израиль такого себе позволить не может», — написал он в The Times of Israel. Израильские официальные лица придерживаются аналогичного тона.»Мы боремся с животными в человеческом обличии и действуем соответствующе", — заявил министр обороны Израиля Йоав Галлант. Еще один чиновник заявил, что Газа будет превращена в «палаточный город».
Раввин Джонатан Яффе из Чаппакуа, штат Нью-Йорк, опубликовал открытое письмо, где написал о том, какую травму евреям нанесли террористические атаки. «Теперь Израиль будет действовать так, как поступила бы любая другая страна, если бы в нее вторгся кровожадный сосед, а ее граждан убивали, пытали, похищали и калечили, — написал он. — И когда мир неизбежно будет протестовать против применения силы евреями, нас это не будет волновать».
Я сочувствую этой травме и гневу. Может ли кто-то посмотреть видео с 22-летней Шани Лук, похищенной ХАМАСом и выставленной напоказ полуобнаженной и тяжело раненой, и не почувствовать ярости? Это настроение напоминает мне о последствиях событий 11 сентября в США. Я тогда писал колонку за колонкой, предупреждая об опасности вторжения в Ирак. Но американцы были переполнены болью и решимостью. Чего тогда не хватало, так это сопутствующей дозы смирения.
Ближний Восток постоянно преподает нам уроки смирения. В прошлом Израиль сам помог взрастить ХАМАС в секторе Газа, полагая, что религиозные лидеры сосредоточатся в мечетях и будут представлять куда меньшую опасность по сравнению с националистическими лидерами. Точно так же, когда Израиль вторгся в Ливан в 1982 году, он непреднамеренно помог создать «Хезболлу» на его северной границе.
Есть веская причина, почему четыре израильских лидера подряд решили не атаковать сектор Газа и не захватывать его. Бои в городах — это абсолютный кошмар, как видно из американского опыта в Фаллудже или российского в Грозном. Масштабы жертв среди гражданского населения в таких случаях колоссальны. Это особенно верно в отношении такого места, как Газа, откуда мирные жители просто не могут бежать.
Если мы несем моральную ответственность перед израильскими детьми, то мы несем такую же моральную ответственность и перед палестинскими детьми. Их жизни имеют одинаковый вес. Если вас волнует человеческая жизнь только в Израиле или только в секторе Газа, то на самом деле вас не волнует человеческая жизнь. Что это все означает на практике, понять сложно. Израиль имеет право защищать себя, но, к сожалению, на войне страдают обычные люди.
«Сегодня я проснулась и увидела, что мой район полностью уничтожен, включая дом, где я жила, — рассказала мне Вафа Уллиян, сотрудница гуманитарной организации из Газы, иммигрировавший в Канаду несколько лет назад. — Все превратилось в пепел». По ее словам, она хочет лишь того, чтобы два государства просто жили в мире. В секторе Газа я встречал множество таких людей, как она, хотя, конечно, там есть и те, кто празднует ракетные удары по Израилю.
Я вздрагиваю, когда слышу, как министр обороны называет палестинцев «животными». ХАМАС расчеловечил израильтян, но мы не должны расчеловечивать невинных людей в секторе Газа.
Не существует оптимального решения для Газы, как не существовало его для Афганистана или Ирака. Нам суждено жить в мире, в котором проблем больше, чем решений, и вполне разумно чувствовать неуверенность в том, какие шаги предпринять дальше. В ближайшие недели Израилю предстоит сделать трудный выбор; его задача — реагировать на военные преступления, не совершая военных преступлений.
Нельзя допустить повторения в секторе Газа того, о чем говорил майор американской армии во Вьетнаме в 1968 году: «Чтобы спасти город, нужно было разрушить его».
Советам, которые американцы могут дать Израилю, следовать непросто. Во-первых, Израиль прав, защищаясь от тех, кто на него нападает. Во-вторых, бои в городах обычно не приносят хороших результатов, а приводят к ужасающим человеческим жертвам. В-третьих, если ваш моральный компас настроен на страдания только одной стороны, ваш компас сломан — как и ваша человечность.