Современные Беларусь, Латвия, Литва, Польша и Украина являются наследницами принципов республиканизма и федерализма, заложенных на их территории федерацией польских, литовских и восточнославянских земель. Чарльз Тилли ошибочно считал Речь Посполитую империей, однако на самом деле Rzeсz Pоspolita в переводе с латыни на польский буквально означает «республика». Ключевое понятие аристократической республики польской, литовской и восточнославянской шляхты – панство – можно также перевести как «общее дело» панов. На протяжении нескольких столетий в эпоху раннего Нового времени это панство противостояло государству – московскому пониманию политической формы организации общества как личной вотчины государя.

Fernand Leger, Divers, 1943

В конце XVIII века эта «Федеративная республика Центральной и Восточной Европы» была уничтожена в результате раздела между тремя империями. Восстания поляков, литовцев, белорусов и украинцев жестоко подавлялись властями Российской империи. Трагедия этих «кровавых земель» (Тимоти Снайдер) с новой чудовищной силой повторилась на протяжении большей части XX века, когда народы региона понесли все тяготы двух мировых войн и на десятилетия оказались в советском рабстве. Однако дух свободы не исчез здесь полностью даже в самые мрачные годы и обрел новое дыхание после падения Берлинской стены и роспуска СССР.

Последние 30 лет страны региона не демонстрировали единства в отношении понимания своего будущего в мире. Польша и страны Балтии вернули себе национальную независимость, восстановили демократические институты и сделали выбор в пользу членства в Европейском Союзе и НАТО. Украина прошла долгий и болезненный путь от заигрывания с советским прошлым к нынешнему решительному повороту в сторону единой Европы. «Колхозный строй» Лукашенко превратил Беларусь в уменьшенную копию брежневского СССР и на фоне утраты легитимности в последнее время балансирует на грани прямой и окончательной московской оккупации.

Несмотря на приведенные различия есть все основания ожидать, что обрушившееся на Украину новое нашествие с Востока способно объединить и сплотить нации Центральной и Восточной Европы в их борьбе за собственный суверенитет и присущие им ценности свободы (вольности). Своим вторжением в Украину Кремль раз и навсегда закрыл вопрос о своем участии в делах ближайших западных соседей на правах soft power и взаимовыгодного торгового обмена. Россия, какой бы она ни оказалась по итогам этой войны, еще очень долго не будет восприниматься иначе, как брутальная и беспощадная угроза своим европейским соседям. Оставляя за скобками будущее Российской Федерации как государственного и территориального образования, куда важнее представляется понять будущее исторических территорий свободы, самоуправления и толерантности в Европе между новой Германией и новой Московией.

Свободная и толерантная Европа за пределами гран-тура

Страны Центральной и Восточной Европы иногда называют «новой Европой» в противоположность Европе «старой», куда относятся в первую очередь Франция, Германия и Италия. На их фоне Восточная Европа выглядит не совсем «настоящей». Ведь здесь нет руин древнего Рима и роскошных виноградников Бордо. Здесь мало богатых и модных мегаполисов, таких как Париж, Милан или Вена. Здесь долгие годы у власти находилась диктатура советов, поэтому граждане этих стран считаются «советскими» и политически менее свободными, чем жители «старых» демократий Западной Европы. Такое разделение заведомо ставит восточноевропейские народы в положение младшего, подмастерья или бедного родственника.

В своей книге «Изобретая Восточную Европу» американский историк Ларри Вульф дает ясное объяснение снисходительно-пренебрежительному отношению к странам и народам за пределами так называемого «большого путешествия», зародившемуся в эпоху Просвещения. В XVIII веке прусский король Фридрих II говорил своим французским гостям, что Европа заканчивается к Востоку от Берлина. Вместо колонизированных и благоустроенных еще во времена Древнего Рима Бургундии, Баварии и Савойи путешественников по пути из Берлина в Санкт- Петербург встречали совсем другие декорации. Римские дороги, виноградники и ветряные мельницы сменялись бескрайними лесами и снегами. Жившие здесь люди представлялись дикарями, не знавшими постельного белья и прочих на тот момент уже привычных атрибутов западноевропейского городского быта. Ощущение дикости усугубляло присутствие «неевропейских народов» – татар, евреев и цыган с их непонятным европейцам обликом и образом жизни. Все это пугало и отвращало благородного англичанина, француза или немца. Правда, наиболее честные из них не могли не заметить добродушия и гостеприимства местных жителей.

Профессор Вульф объясняет столь высокомерное отношение западноевропейских путешественников их скрытым стремлением к подчинению и колонизации земель и народов Восточной Европы. Отсталые и неразвитые могли «догнать» развитый Запад только на условии подчинения «цивилизованному миру». Так ориентализация восточноевропейских стран становилась прологом к их завоеванию и подчинению. Собственно, эпоха Просвещения в этой части Европы закончилась разделами Польши.

Между тем, находясь на значительном удалении от античных центров Европы именно территории Великого Княжества Литовского и Королевства Польского еще в Средние века стали местом зарождения современных европейских ценностей веротерпимости, открытости и добрососедства. Немецкие переселенцы принесли на эти земли правовые нормы Саксонского Зерцала. Это гуманистическое по своей сути право укоренилось и использовалось здесь даже более последовательно и долго, чем в самой Германии. Таким образом в регионе Центральной и Восточной Европы столетиями сохранялись и действовали принципы самоуправления, общественного контроля над королевской властью и защиты слабых слоев общества.

Будучи заинтересованными в заселении и развитии довольно обширных территорий, местные правители активно привлекали иммигрантов вне зависимости от их языка и вероисповедания. В результате именно Литва и Польша стали убежищем для многочисленных еврейских общин, изгнанных из Западной Европы. Со времен позднего Средневековья на территории современной Литвы проживают армяне, евреи, караимы, русские старообрядцы и татары.

Толерантная атмосфера сложилась здесь задолго до современного состояния умов в странах Западной Европы и в свое время была частично утрачена под воздействием скорее внешних, чем внутренних факторов. Сегодняшние страны Центральной и Восточной Европы имеют свой прочный фундамент свободы, самоуправления и толерантности. Война, диктатура и бесправие привносились сюда извне на основе политики культурного доминирования с Запада или Востока. Собственный культурный бэкграунд восточноевропейских народов не менее располагает к открытости, демократии и прогрессу, нежели в «старой» Европе.

Имперский фактор

Протестантские общины процветали в Полоцке и других городах ВКЛ во второй половине XVI века, когда по всей Европе «большого путешествия» уже бушевали ожесточенные религиозные войны. Первый ощутимый удар по протестантизму в Литве был нанесен извне, когда войска московского царя Ивана Грозного устроили в Полоцке резню протестантов и евреев. В дальнейшем, когда Польша и Литва оказались вовлечены в многочисленные и длительные религиозные войны на территории Священной Римской империи, местные правители отказались от прежнего курса веротерпимости. Нарушение прежнего баланса между религиозными группами ослабило республику и способствовало её захвату и расчленению в долгосрочной перспективе. Католики и протестанты, православные и евреи утратили существовавший здесь изначально гражданский мир и были вынуждены покориться соседним империям.

При этом вторжение имперских сил с Востока и Запада не способствовало развитию территорий Центральной и Восточной Европы. Напротив, за этими землями было прочно закреплено положение провинции. С одной стороны, восточных окраин Пруссии и Австрии, с другой – черты оседлости Российской империи. Народы веками тратили свой экономический и человеческий потенциал на благо соседних «великих держав». Одни ехали делать карьеру в Санкт-Петербург и Москву, другие – в Вену, Кенигсберг и Берлин. В результате интеллектуальные элиты империй пополнялись и обогащались за счет выходцев из Вильнюса и Риги, Киева и Одессы, Кракова и Львова. Многие выдающиеся ученые, изобретатели и художники из Беларуси, Литвы и Украины во всем мире определяются как «русские», хотя многие из них не имели никакого отношения ни к России, ни к русским, и даже не всегда имели право селиться в пределах нынешней Российской Федерации из-за своей этничности или вероисповедания родителей. Это важная составляющая грабежа, которому подверглись эти земли.

Главный ущерб, нанесенный империей, касался политической культуры. Вольность и самоуправление, магдебургское право и университет – всё это многократно подвергалось уничтожению и искоренению. Вместо Сейма – генерал- губернатор, вместо Ратуши – столоначальники и урядники. Советская власть была навязана ещё более жестоким путем войны, массового террора и голода. При этом литовцы, латыши и эстонцы оставались наименее «советскими» народами в бывшем СССР. Поляки даже в коммунистической Польше продолжали ходить в костел, а украинцы избавляются от всего советского прямо сейчас – через боль и страдания.

Последние без малого три столетия стали надежной прививкой от имперской идеи в Центральной и Восточной Европе. На карте мира трудно найти сейчас точку, где гражданские нации пребывали бы в такой же решимости сражаться и побеждать своего врага в лице очередной империи, нависающей над Европой и миром. Именно в этой части Земного шара прямо сейчас происходит решающая битва между силами свободы и силами рабства. Эта война еще не закончена, а потому мы не можем ручаться за ее исход. Но если свету суждено победить тьму, это будет сделано руками и умами свободных наций Центральной и Восточной Европы.

План на будущее

Вопрос о формах дальнейшего существования стран Центральной и Восточной Европы решается прямо сейчас. Большинство правительств региона демонстрирует сплоченность и решимость в борьбе с российской агрессией, которая направлена против всех них сразу. При этом западные державы особенно в «старой» континентальной Европе продолжают колебаться ввиду соблазна очередного «геополитического раздела» с Россией ради сохранения собственного благополучия. Сегодня Юрген Хабермас и Наом Хомский предлагают правительствам западных стран отдать Путину Украину. Если это все-таки случится, попытка захвата российскими войсками всей территории бывшего СССР в Европе будет практически неизбежна на следующем шаге.

Страны Балтии и Польша должны быть готовы к отражению весьма вероятной агрессии с Востока независимо от степени поддержки со стороны их западных союзников. Они должны также делать все возможное для скорейшего и полного сокрушения военной и политической мощи Кремля. Регион Центральной и Восточной Европы сегодня и на долгосрочную перспективу должен стать фронтиром на пути новых имперских амбиций кровавой российской диктатуры.

Война в Украине в силу её масштабности существенно расширяет географию региона. На севере существует и действует коалиция Польши и стран Балтии. На юге в защиту Украины и Молдовы готовы выступить Румыния и Болгария. В центре располагаются близкие к украинскому Закарпатью Венгрия, Словакия и Чехия. Несмотря на наличие правительств-оппортунистов в регионе (Беларусь, Венгрия), в той или иной степени выступающих коллаборационистами путинского режима, эти страны имеют общий экзистенциальный вызов и должны искать на него общий ответ. Совокупная экономическая и военная мощь в сочетании с человеческим капиталом всех перечисленных стран способны не только остановить агрессора, но и заложить фундамент для превращения этого мега-региона в одну из мировых точек роста.

Политическим условием возможного успеха должна стать особая позиция стран региона внутри единой Европы. Эта позиция должна быть четко антиимперской, исключающей возможность превращения земель и народов Центральной и Восточной Европы в разменную карту в геополитических играх «квартета великих держав». Возвращение к европейским практикам XIX века, о которых говорят Джон Миршаймер и некоторые немецкие политологи, в настоящее время категорически недопустимо. Они не принесут неимперским странам ничего, кроме новых войн и лишений.

В противовес старым империям Европы странам Центральной и Восточной Европы стоит заняться поиском нового формата проекта «Междуморья», предлагавшегося ранее Владиславом Сикорским. Однако в XXI веке этот проект ни в коем случае не может выглядеть как очередная империя. Скорее это должен быть кантианский «союз республик», создаваемый на добровольной основе равноправными партнерами в целях сохранения и поддержания свободы и суверенитета каждого из участников. Свой философский проект «К вечному миру» Иммануил Кант символическим образом написал в год третьего раздела Речи Посполитой и впервые опубликовал его в Риге. Возможно, сейчас настал момент, когда идеи кенигсбергского мыслителя будут реализованы здесь – на пространстве Центральной и Восточной Европы.

На пути проекта такой «конфедерации» стоит масса известных препятствий. С одной стороны, в этом вряд ли заинтересованы крупные страны Западной Европы и совсем не заинтересована Россия. С другой стороны, на пути объединения подобного рода всегда выступают (этно)националисты и (полу)авторитарные режимы отдельных стран, рассматриваемых в качестве потенциальных участниц. Возможно, для начала такое объединение должно быть неформальным или организованным в формате расширенной Вышеградской группы в рамках Европейского Союза.

Такое объединение ни в коем случае не должно противоречить существующим структурам ЕС и НАТО и тем более способствовать их разрушению. Главным образом оно должно служить дополнительным средством усиления его участников на восточном фланге. Это особенно важно в свете существующих геополитических угроз.

Оставаясь частью единой Европы, страны региона должны максимально нарастить свой демографический, экономический и военный потенциал с тем, чтобы иметь возможность самостоятельно отстаивать свое право на существование перед лицом огромного, жестокого и коварного восточного соседа. В этом случае и у западных партнеров будет меньше соблазна в очередной раз отдать их на съедение русскому медведю. Новый союз «малых» только укрепит их существующий союз с «великими».

Важным залогом успеха подобного проекта должно стать следование ценностям и нормам, испокон веков присущих народам Центральной и Восточной Европы. Во- первых, это свобода (вольность) как неотъемлемое право каждого человека. Во-вторых, это самоуправление как главный принцип политического устройства. В-третьих, это многовековая привычка к жизни в условиях необычайной культурной пестроты, изначально предполагавшая толерантность к каждому местному и приезжему. Все эти принципы прекрасно продолжают и развивают стандарты единой Европы, их защита и укрепление должны стать первоочередной задачей текущего столетия.