Авторитарные режимы стали более устойчивыми — особенно наглядно это видно на примере латиноамериканских стран. Во многом им помогает коррупция и безудержные репрессии, отмечает политолог, преподаватель Свободного университета Татьяна Ворожейкина. Она рассказывает о том, чем похожи латиноамериканские и постсоветские автократии, до какой степени диктаторы готовы друг друга поддерживать, почему новые репрессивные практики помогут им устоять только в краткосрочной перспективе, а также при каком условии возможна успешная демократизация.
О новой устойчивости авторитарных режимов
В предыдущем цикле падения авторитарных режимов был совершенно четкий алгоритм, хоть он и по-разному в разных странах осуществлялся. Например, в Бразилии в 1985 году массовые выступления привели к расколу в верхах, и после 21 года диктатуры начался процесс трансформации. В Аргентине в 1983 году после самой страшной в истории страны диктатуры, массовое демократическое и социальное движение тоже привело к расколу в верхах. Режим пытался устоять через репрессии, у него не получилось, и начались процессы, в том или ином виде демократическая трансформация.
Что мы видим теперь? В Венесуэле в 2014-м, в 2017-м, в 2019-м годах на улицы выходили десятки, сотни тысяч людей, были десятки и сотни убитых — и тем не менее это не привело к расколу верхов. То же самое можно сказать и о Никарагуа, втором таком примере авторитаризма и диктатуры. В 2018 году Ортега пытался осуществить пенсионную реформу и на улицы вышли десятки тысяч людей — в маленькой стране, где всего 6,5 миллионов населения! Очень быстро эти протесты превратились в требования отставки Ортеги и политических свобод. Точных данных нет, но считается, что в ходе протестов было убито порядка 400 человек. И вот Ортега избирается на новый срок президентом страны. Еще один пример — Куба, страна, в которой, казалось, все давно закатано под асфальт, но где произошел мощнейший всплеск социального недовольства, связанный с полным коллапсом системы здравоохранения. Куба всегда ей страшно гордилась, но в условиях ковида произошел коллапс. Нехватка продуктов питания, медикаментов, нищая, беспросветная жизнь — и люди вышли на улицу. Демонстрации тоже были разогнаны, их участники подверглись репрессиям. В Латинской Америке прежде не было примеров, чтобы диктатуры разного типа могли устоять под таким давлением. Тем не менее, эти режимы сохраняются и не происходит раскола в верхах.
Как им это удается? Например, в Венесуэле еще при Чавесе, а затем при Мадуро сложилась такая система, в которой приближенные к диктатуре предприниматели, часть бюрократии, часть высших военных участвует в перераспределении пирога, в том числе доходов от нефти. Более того, военные распределяют продовольствие в поселках — а это основная опора режима. Представляете, какой здесь доступ к манипуляциям, в стране с дефицитом продовольствия. Это очень разветвленная система коррупции, которая позволяет режиму удерживаться на плаву.
Рассылка Школы гражданского просвещения
Безудержная репрессивность, готовность идти до конца, конечно, обеспечивает краткосрочное сохранение власти. Но все эти режимы все больше и больше рассчитывают на репрессии и все меньше и меньше — на кооптацию. И в этой ситуации и кроется кощеева игла, в этом заключена их слабость долгосрочная или даже среднесрочная. Потому что реакция в обществе с одной стороны — это страх, усталость, разочарование, но с другой — чувство оскорбленного достоинства никуда не уходит. Кроме того, изначально общество настроено на мирные протесты, и насильственные действия со стороны демонстрантов нередко провоцирует полицейское насилие.
О взаимосвязи экономического роста и демократии
Впервые в Латинской Америке неолиберальная экономическая трансформация была применена в Чили при Пиночете, который пришел к власти в 1973 году. Она заключалась в сведении до минимума государственного вмешательства — как прямого так и регулирующего. В частности, к началу 1980-х годов было приватизировано все, за исключением главного экспортного продукта, меди. Это единственный удачный пример, потому что параллельно по тем же лекалам в Аргентине развивался крайне неудачный.
Теория модернизации опирается на два основных постулата: успешное экономическое развитие, базирующееся на рынке как главном регуляторе, в долгосрочной перспективе невозможно без демократии; и наоборот, рыночное экономическое развитие рано или поздно ведет к становлению демократии. Но если говорить о Латинской Америке, Чили — это единственная страна, где теория модернизации сработала. При этом за это была заплачена колоссальная цена. Дело в том, что все основные публичные блага в Чили — образование, здравоохранение, социальное обеспечение, доступ к воде — контролировалось частными корпорациями, это было закреплено в пиночетовской конституции и это в итоге привело к полному политическому перевороту в стране. Было создано конституционное собрание по выработке новой конституции, был проведен референдум, состоялись выборы, на которых победил левый кандидат.
О сходствах и различиях латиноамериканских автократий с постсоветскими
У латиноамериканских и постсоветских автократий немало общего — это сплоченность репрессивных структур вокруг режима, масштаб репрессий и устойчивость режимов к выходу огромных масс людей на улицы. Причем не только мирных, как в России или Беларуси — но и как в Казахстане. У меня разговоры о том, что это какие-то боевики, вызывали большие сомнения, потому что громить магазины и рестораны вышли обычные жители поселков, социально исключенные (в Казахстане тоже сырьевая модель, при которой блага распределяются в обществе в достаточно ограниченном масштабе) — такие же люди, которые в 2019 году вышли в Чили громить университеты и банки. Точно так же как и в России, в Латинской Америке любят сплотиться перед внешним врагом. Потому что пряников сладких, как говорил Окуджава, всегда не хватает на всех. За ресурсы начинаются конфликты: неспроста была затеяна пенсионная реформа, потому что напряжение государственного бюджета порождает инфляционные тенденции. Кто виноват? Виноваты Соединенные Штаты, благо, они исторически во многом виноваты. Никарагуа и Куба неоднократно были ареной американских вторжений на протяжении XIX и XX века, так что тут особенно придумывать ничего не нужно. Главной целью авторитарных режимов является сохранение власти любой ценой, и в этом смысле набор инструментов у автократов вполне себе похож.
Главное отличие, на мой взгляд, заключается в том, что в постсоветских обществах существует генетический страх перед репрессиями, в то время как ни одна из стран Латинской Америки через тоталитарные режимы не прошла, хотя, конечно, многие авторитарные режимы по части зверств, пыток и исчезновений были вполне сопоставимыми с тоталитаризмом. Да, когда я была в Чили в 1993 году, это было запуганное общество, но за почти тридцать лет этот страх ушел.
При этом во многих латиноамериканских государствах (кроме Кубы), в отличие от России, не полностью закрыты политические каналы. Например, в Венесуэле даже сейчас, несмотря на то, что все главные оппозиционные партии запрещены, а их руководство лишено политических прав, в сентябре состоялись региональные выборы, на которых власть получила свои девятнадцать губернаторских постов, а три поста завоевала оппозиция. Даже в родном штате Чавеса, Баринасе, выиграл представитель оппозиции: это первый раз с 1998 года, когда штат Баринас возглавляет не член семьи Чавеса. В Никарагуа и Венесуэле также разрешены избирательные коалиции.
Важное отличие заключается и в том, что у России есть имперские фантомные боли: российских граждан легко можно завести очередной судьбоносной победой над Украиной или Грузией, но в Латинской Америке такого фактора просто нет. Его попытались использовать в Аргентине в 1982 году во время Фолклендской войны, он действительно сработал, но после этого наступил такой крах, что никакого позитива не осталось. Там нет имперского прошлого (хотя Бразилия и называла себя весь XIX век империей), нет вот этого нарратива “это была наша земля, ее у нас отобрали, и мы в праведном гневе пытаемся восстановить свою власть”.
Об альянсе диктаторов
Часть латиноамериканских государств признали аннексию Крыма, Абхазию и Южную Осетию. Но для человека, который знает историю культуру Латинской Америки, представить себе, что в этих странах, которые столько раз сами были объектами вторжений, правительство от имени народа поддержит результат вторжения — это немыслимо и непостижимо. Да, у автократий есть взаимная поддержка, скажем, по части подавления массового протеста, но у этой поддержки, как я подозреваю, есть предел. Недавнее заявление Рябкова, заместителя министра иностранных дел РФ, о том, что если НАТО и США будут угрожать России, то мы разместим военные силы на Кубе и в Венесуэле, на мой взгляд, было чистой фантастикой и разновидностью шантажа американцев. Я подозреваю, что ни та, ни другая сторона на размещение российских военных в этой ситуации не согласится. Дай бог, чтобы я не ошиблась в данном случае.
О надежде на демократию
Месседж кубинской революции, который она несла в 1960-е годы, был в высшей степени освободительным. До определенного момента эта праведность и эта справедливость эксплуатировалась (в сочетании с полным контролем и репрессиями) и привела к полному вырождению, к тому, что общество теперь ни во что не верит. А во всех государствах, поддерживавших этот посыл, вместо системы публичных институтов существует система частной власти, опирающаяся на контроль над исполнительными структурами, наиболее прибыльными сферами экономической активности и репрессивный аппарат.
В этой ситуации задача общества, конечно, усложняется. Я думаю, что очень серьезным испытанием может быть начало в той или иной форме войны в Украине со стороны РФ. Сможет ли общество что-то здесь противопоставить или оно будет лежать в нокауте? Это открытый вопрос. Но тем не менее, я думаю, что с момента протестов против монетизации льгот в 2005 году российские граждане набрались опыта в противостоянии государственному и бюрократическому произволу. Этот опыт, конечно, локален, но он есть — и недаром власть так упорно этому противостоит.
Мне кажется, что в современной России очень негативную роль играет либеральные высокомерие по отношению к социальных требованиям низов, выработанное в 1990-е годы. В либеральном дискурсе все требования о повышении пенсий или зарплат считаются патерналистскими. Но ведь это вполне нормально, когда люди, которые содержат государство за счет своих — может быть и маленьких — налогов, требуют, чтобы государство выполняло свои обязательства! Никакого патернализма, на мой взгляд, здесь нет. Я считаю, что это центральная вещь. Потому что все успешные случае демократизации — в Бразилии, в Чили, в Испании, в Польше — они все основывались на включении в демократическую повестку социальных требований низов, трудящихся, социально исключенных.