5−6 июня в Европарламенте в Брюсселе проходил форум «THE DAY AFTER: Brussels dialogue — Roundtable of EU and Democratic Russia Representatives», на который были приглашены представители российского гражданского общества, проживающие сейчас в Европе. 6 июня перед участниками форума выступала основательница Школы гражданского просвещения Лена Немировская, которая говорила о трудности понимания России, нашей ответственности, глобальном мире и значимости гражданского просвещения. Мы публикуем полный текст ее выступления.
Дорогие организаторы Брюссельского диалога, спасибо за приглашение!
Дорогие друзья!
Я выступаю от имени международной Школы гражданского просвещения, которая существует уже более 30 лет.
25 лет наша Школа существовала в России, но после того как в 2014 году Министерство юстиции внесло ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, мы были вынуждены переехать в страны Балтии, так как появилась возможность продолжать нашу работу со Стокгольмской школой экономики в Риге и с Гуманитарным университетом в Вильнюсе.
Рассылка Школы гражданского просвещения
Сегодня участниками школьных семинаров являются, как и прежде, молодые политики, гражданские активисты, журналисты, блогеры, научные работники из Белоруссии, Украины, Молдовы, стран Закавказья, Центральной Азии. А после вторжения России в Украину до 50 процентов — молодые россияне, живущие не в России.
Поэтому я буду говорить не о вине, а о нашей ответственности. Так как считаю продолжающуюся войну преступлением не только против народа Украины, но и России как страны и как современного общества.
Я говорю о крестовом походе, который начался в стране против нормального современного образования! И согласна с теми, кто считает, что зло наказуемо, и трибунал над этим злом должен состояться.
Всем нам, не только в России, надо учиться решать конфликты мирным путем, слышать и понимать Другого. Даже если не удается достигать большего, мы должны двигаться в этом направлении. Все мы имеем право на жизнь и должны учиться жить вместе.
Понятие гражданского общества существует давно, но сегодня оно приобретает, на мой взгляд, особое значение. Ведь демократия и гражданственность — это не то, что появилось и будет существовать без нас.
Главная трудность понимания России состоит в том, что постоянная государственная опека и подневольная жизнь, не лишив русских людей надежды, постепенно на протяжении столетий привели к тому, что свои недостатки и пороки они незаметно для себя превратили в достоинства и властную добродетель, лишенную здравого смысла. Но это не является непреодолимым препятствием для понимания российских проблем в контексте существующих европейских ценностей свободы и демократии.
Цель гражданского просвещения, говорится в Манифесте Школы гражданского просвещения, сохранять либерально-демократический характер стран, в которых оно существует.
Тогда как в авторитарных государствах современное гражданское общество рождается в противоборстве с репрессивным законодательством и коррумпированной бюрократией.
Задача гражданского просвещения — утверждать жизненные ценности и развивать человеческие способности к осмыслению происходящего. Только это может гарантировать выживание человечества в ХХI веке с его технологическими, пандемическими и политическими вызовами и угрозами.
Напомню как реагировали в том числе и европейцы на возвращение Алексея Навального вянваре 2021 года в Москву из Берлина, где он проходил лечение после отравления. — «Зачем Навальный вернулся?»
«Зачем вам это надо?» — слышу я и сегодня этот вопрос, задаваемый сторонникам российской оппозиции.
«Зачем Навальный вернулся в Россию?» «Зачем вернулся Володя Кара-Мурза?»
Синонимы и антонимы слов «зачем» и «почему», свидетельствующие о нашей зависимости от окружающего мира, подсказывают, что только ум помогает взрослому человеку преодолевать чувство обиды и мести. Но слова и вопросы — Во имя чего началась путинская так называемая Специальная военная операция? И главное, когда она кончится? — при этом не исчезают.
Поэтому, продолжая, подчеркну: я говорю от имени вернувшихся — Алексея Навального и Владимира Кара-Мурзы. И позволю себе задать еще вопрос: можно ли уже сегодня начать преодоление последствий войны, безумно начатой российской властью? Ведь именно они начали этот процесс.
Поэтому ответ на него я выражаю двумя словами: пацифизм и космополитизм. Имея в виду под пацифизмом культуру мира, а под космополитизмом философию гражданства планеты Земля.
Сегодня много говорят об искусственном интеллекте и новых технологиях. Но все террористы тоже пользуются современными телефонами, как и все участники вторжения в Украину разговаривают по мобильным телефонам. Но мы видим, что владение телефоном и компьютером не делает человека существом понимающим. Поэтому наша гражданская задача не связана с надеждой на искусственный интеллект, на создание искусственной головы, мы стараемся помочь думать живой голове.
Мы живем в глобальном мире, в котором глобальные проблемы не исчезают и возрастает наша ответственность как граждан глобального мира. Поэтому мы не должны забывать, что человек создал то, что может отменить этот мир в том его нормальном состоянии, которое нам позволяет существовать.
Можно ли знать то, чему не учился и о чем не думал? О государстве, которое может вызывать уважение, а не страх или ненависть своим произволом. О власти, достигающей поставленных целей не из-за страха перед народом, а благодаря знанию и пониманию, как сохранить общественное спокойствие. О важности свободы — во всех случаях жизни публично пользоваться своим умом.
Для этого нужны школы гражданского просвещения.
Спасибо за внимание.
Читайте также
Как зарождалась постправда на Востоке и Западе
Грядущая война, о которой никто не говорит
«Пока вы мыслите, вы не ошибаетесь»: философ Диана Гаспарян ко дню рождения Мераба Мамардашвили