Мир содрогнулся. Мир остановился. Мир начал открывать глаза. Пандемия в фокусе каждого большого издания и новостного агентства. Юмор в социальных сетях сконцентрирован вокруг темы выживания в самоизоляции. Интерес обычного человека к статистике, графикам и цифрам, показывающим изгибы кривой развития пандемии, взлетели примерно так же, как и сама эта кривая. Каждое утро в почте мы находим письма от Economist, Financial Times и других глобальных изданий, написанные “простым человеческим языком”, о том, как они справляются с изоляцией и потоками информации, как отличают зерна от плевел, и как продолжают делать свою работу вне обычной гравитации (как и все мы, кому посчастливилось сохранить активность независимо от закрывшихся дверей).
Мир проснулся в состоянии шока и войны с неожиданным противником, которого никто не мог себе раньше представить — разве что авторы научно-фантастических антиутопий. Независимые медиа и аналитические центры каждый день публикуют оценки ситуации — на сегодняшний день и в обозримой перспективе.
Leon Spilliaert. Dreef met bomen, 1935
Большинство из аналитиков и мыслителей сходятся во мнении, что мир больше не будет прежним. Многие считают, что пандемия усилит государственную власть и укрепит национализм. Об этом пишут, в частности, председатель Центра либеральных стратегий Иван Крастев и профессор международных отношений Гарвардского университета Стивен Уолт.
Джон Айкенберри, профессор международных отношений Принстонского университета, солидарен с Крастевым в том, что по мере усиления экономического кризиса и политического коллапса усилится движение в сторону национализма, соперничества больших держав и стратегической разобщенности.
Практически все государства без исключения торопятся принимать чрезвычайные меры, и для многих соблазн усиления власти окажется непреодолим и после окончания кризиса, полагают профессор исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме, автор бестселлеров Sapiens: Краткая история человечества, Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня и 21 урок для XXI века Ной Юваль Харари и Стивен Уолт. Харари говорит, что многие кратковременные меры, принятые на волне чрезвычайной ситуации, останутся с нами навсегда. А Стивен Уолт считает, что поскольку прежние эпидемии не смогли изменить конфликтную природу международных отношений, этого не произойдет и теперь. Кишор Махбубани, научный сотрудник Национального университета Сингапура, тоже думает, что пандемия не в состоянии кардинально изменить направление глобального экономического развития, а может лишь ускорить те изменения, которые уже начались.
Наравне с тревожными оценками звучат и слова о важности солидарности. Многие — например, профессор Гарвардского университета Джозеф Най или вице-президент Европейской комиссии Жозеп Боррель — говорят, что страны не смогут защитить свою безопасность, действуя в одиночку. Во времена кризиса все инстинктивно хотят уйти в себя и отгородиться от мира — пишет Боррель — такая реакция объяснима, но обречена на провал. Вступая в битву поодиночке мы не только продлеваем эту битву, но и увеличиваем человеческие и экономические издержки. Враг провоцирует наши националистические чувства, но победить его мы сможем только благодаря трансграничной координации — в Европе и за ее пределами. Мир вступил в кризис разрозненно, в условиях, когда многие страны игнорировали предупреждающие знаки и предпочитали действовать самостоятельно. Но сегодня очевидно, что выйти из кризиса мы сможем только благодаря совместным усилиям.
Ной Юваль Харари также говорит о необходимости обмена опытом и данными между странами, а также о важности доверия стран друг к другу. Он сравнивает время кризиса с военным временем и считает, что преодоление трудностей возможно только в сотрудничестве — как в борьбе с вирусом, так и на экономическом фронте. Поскольку экономика по своей природе глобальна, то закрываясь и фокусируясь на себе, государства лишь приближают наступление неминуемого хаоса и усиливают существующий кризис. А общество, обладающее информацией и мотивацией, в разы эффективнее и сильнее общества, которое управляется государством и пребывает в неведении. Но развитое и готовое к сотрудничеству общество недостижимо при отсутствия доверия.
По словам Харари, сегодняшняя эпидемия — тест на гражданственность. Перед каждым из нас встает выбор: доверять научным исследованиям и экспертам в области здравоохранения или конспирологическим теориям и корыстным политикам? В случае неверного выбора мы увидим как сами разменяли свои свободы на иллюзию безопасности. Но если человечество встанет на путь солидарности, это будет победа не только над вирусом, но и над всеми эпидемиями и кризисами, которые ожидают нас в XXI веке.
Edward Biberman. Chains, 1940
Некоторые эксперты уже начинают предлагать конкретные меры, необходимые для преодоления кризиса и его последствий. Так, дипломат Фрэнсис Мартин О’Доннелл, на протяжении 32 лет работавший в ООН, предлагает модернизировать Организацию Объединенных Наций и, в первую очередь, ее Совет Безопасности, в критической ситуации оказавшийся не готовым взять на себя ответственность за происходящее. А эксперты Римского клуба настаивают на том, что пандемия должна заставить нас переосмыслить свои отношения с природой: отказаться от использования ископаемого топлива, прекратить вырубку лесов и расширение сельскохозяйственных угодий, перейти к регенеративному сельскому хозяйству и экономике замкнутого цикла.
Впрочем, знаменитый немецкий философ Юрген Хабермас предостерегает экспертов от поспешных прогнозов и выводов. По его мнению, мы пока еще не можем в полной мере оценить все последствия сегодняшнего кризиса: слишком быстро меняется ситуация в мире, и в такой обстановке любые прогнозы становятся гаданием на кофейной гуще.
Тем не менее уже сейчас видно, что парадоксальным образом, оказавшись запертыми в изоляции, мы едва ли когда-то чувствовали большую связь со всем остальным миром. Проблема вагонетки не имеет решения — гибель одного равна гибели тысяч, потому пока хотя бы в одной точке мира погибают люди от природных катаклизмов, государственного насилия или болезней, мы не должны закрывать на это глаза, пользуясь нашим относительным благополучием.
Мир преподносит нам урок о том, что солидарность должна стать новой нормой. Не только для тех, кто давно нашел свое призвание в помощи другому — правозащитников, волонтеров, гражданских активистов, неправительственных организаций и других неравнодушных граждан. Но и для всех остальных. Всеобщая солидарность должна стать такой же нормой как права человека, индивидуальные свободы, безопасность, частная собственность и неприкосновенность личной жизни. Она должна перейти из романтической категории в обыденную, стать частью нашей каждодневной жизни, частью глобального дискурса.