библиотека статьи

Muggle life matters: “Гарри Поттер” глазами правозащитника

27 февраля в Сахаровском центре состоялась лекция кандидата исторических наук, научного сотрудника Центра независимых социологических исследований, Дмитрия Дубровского на тему «Muggle life matters: “Гарри Поттер” глазами правозащитника». Спикер описал систему права и правовые институты в магическом мире книг Джоан Роулинг, а также рассказал, почему это может быть важно.

Смотреть видео

Основные тезисы (автор - Таисия Шенцева):

Дмитрий Дубровский начал с того, что объяснил, какое отношение фэнтези могут иметь к реальности. Дело в том, что в литературе не только обсуждаются права человека, но и рождаются. Это хорошо продемонстрировала Линн Хант в книге "Изобретение прав человека". Массовая литература позволяет проживать другую жизнь и учит сочувствовать участи литературных героев, которые являются отражением реальных людей. 

По мнению Дмитрия Дубровского, любая литература, тем более хорошая, имеет отношение к правам человека. Однако, зал воспринял идею такой аналогии неоднозначно. Некоторые поддержали спикера, заявив, что не нужно делить мир на наш и волшебный, поэтому "Гарри Поттер " – авторская история реального человека, на которую, в частности, повлиял опыт работы Роулинг в "Amnesty International". Другие заявили, что не видят для себя пользы в том, чтобы искать скрытый смысл в сказках и сравнивать реальные проблемы правозащитников с придуманными в детской книге.

Так или иначе, дебаты о том, какой скрытый политический и идеологический посыл несут в себе книги Роулинг, широко распространены: есть мнение, что "Гарри Поттер" – про консерваторов и исключительность; есть мнение, что эти книги содержат в себе антисемитизм, так как на евреев там похожи гоблины –хранители банков ; существуют споры и внутри православного/христианского сообщества о том, хорошие ли это книги.

Что представляет из себя политическая система волшебного мира? В этом мире есть Визенгамот, который, по сути, является советом старейшин, осуществляющих как законодательные, так и правоприменительные функции. Предок Поттера боролся за права маглов (не волшебников), и за это его исключили из Визенгамота. Есть Министерство магии, и есть министр, который, видимо, избирается, но не очень понятно как. Само устройство системы не очень демократично, хотя бы потому, что пресса там подотчетна Министерству магии.

Такая система порождает несправедливость. Волшебная тюрьма Азкабан – это место пыток, Гуантанамо. Как туда попадают – тоже кажется не очень справедливым. Главное для этого основание – использование запретных заклятий, однако и министерство, и положительные герои тоже к ним прибегают. Получается, что недемократическая система борется со злом, сама производя зло.

Отдельно важный момент заключается в том, что Гарри Поттер постоянно нарушает законы, но не простые законы, а несправедливые. Это вполне соотносится с современным представлением о the rule of law (верховенстве права), где право важнее несправедливых законов, и противостоит идее диктатуры закона , которую так любят в России.

Следующая важная тема – "грязнокровки". Это волшебники, родившиеся в семьях маглов, которых некоторые чистокровные волшебники считают существами низшего сорта, что явно перекликается с темой нацизма. Также существуют и другие граждане волшебного мира, чьи права ниже, чем у волшебников. Например, кентавры, представляющие собой First Nation, как американские индейцы, Хагрид – полувеликан, к которому относятся с подозрением только из-за его принадлежности к этому виду, гоблины как некое торговое меньшинство и домовые эльфы.

Положение домовых эльфов, за права которых борется Гермиона, перекликается с положением женщин, согласно феминистским концепциям, или с положением чернокожих рабов на юге США. В своей борьбе Гермиона оказывается одна: окружающие высмеивают ее порывы, да и сами домовые эльфы не особо хотят быть освобождены. В результате она сталкивается с "кризисом легитимности правозащиты", суть которого в том, что помощь исходящих из универсальных ценностей правозащитников не всегда встречается радужно. 

В этой истории есть еще и маглы т.е. мы, люди без магических способностей. Маглы деполитизированы, лишены субъектности. Они не знают о надвигающейся угрозе, и их спасают без их участия. Среди героев маглов нет.